Проверка контрагентов
3 мин
Важная часть работы бухгалтерской службы – проверка контрагентов на благонадежность. Это позволяет избежать контактов с мошенниками и, соответственно, не только обезопасить свою деятельность, но и избежать ненужного внимания от контролирующих органов.
Зачем проверять контрагентов
Прежде всего, такая проверка поможет избежать контактов с теми контрагентами, которые не выполняют свои обязательства. А, значит, вы не будете подводить своих покупателей и заказчиков по вине поставщиков и подрядчиков.
Это позволит вам сохранить свою репутацию – ведь вашим клиентам все равно, по каким причинам вы не смогли выполнить свои обязательства.
Но есть и не менее важный фактор, который не виден с первого взгляда.
Если будет доказан мошеннический характер деятельности компании, то проверяющие органы будут тщательно проверять и деятельность всех ее контрагентов.
Другими словами, даже одноразовый мелкий договор с мошенником может стать причиной внимательной проверки со стороны контролирующих органов. Даже если в вашей деятельности все предельно чисто и законно – такие проверки наносят вред репутации, усложняют работу и замедляют операции.
Несмотря на то, что в действующем законодательстве нет прямого требования проводить проверку своих контрагентов, оно указывает на необходимость соблюдения принципа «должной осмотрительности». По своей сущности соблюдение данного принципа предусматривает в том числе и проверку контрагентов на благонадежность.
Как проводить проверку
Надежность контрагента можно проверить, проведя ряд процедур. Главными из них назовем:
Отправку уведомления нужно совершить до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
После отправки уведомления нужно перечислить деньги на единый налоговый счет.
Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика, бухгалтерскую систему, специальные сервисы или через оплату налогов в офисе своего банка.
Прямо скажем, последний вариант – самый неудобный, ведь кроме того, что придется идти в банк и, возможно, ждать в очереди, придется заполнять вручную платежные поручения (что может привести к случайным ошибкам и отклонению платежа).
-
Запрос пакета документов у потенциального партнера.
-
Проверка статуса контрагента на сайте налоговой инспекции, получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
-
Проверка кодов ОКВЭД и соответствие договора указанным видам деятельности.
-
Проверка адреса компании (ведь если указан недостоверный адрес, то деятельность компании могут даже приостановить).
-
Проверка руководства компании (особенно высшего управляющего состава – нет ли в отношении руководства действующих судебных процессов).
-
Проверка финансового состояния компании (в настоящее время бухгалтерская отчетность всех компаний, кроме ИП, имеется в открытом доступе).
-
Проверка наличия судебных дел с участием контрагента, особенно тех, которые могут повлечь за собой закрытие предприятия или наложение крупных штрафов.
-
Проверка наличия контрагента в базе судебных приставов и размер наложенного взыскания.
Большую часть этой информации можно получить в открытых источниках, например, на сайтах «За честный бизнес», «Аудит ИТ», «Т-Банк» и на сайтах налоговой инспекции. Большую часть этой информации можно получить бесплатно.
Особую важность здесь имеет бухгалтерская отчетность, по которой можно определить наличие и вероятность появления в ближайшем периоде банкротства.
Выводы
Крайне важно проверять своих контрагентов (особенно тех, с которыми только планируется начинать работу).
Это позволит обезопасить бизнес от несоблюдения условий договора поставщиком или покупателем.
Не менее важно исключить взаимодействие с мошенниками, которые участвуют в «серых» схемах и могут стать причиной повышенного внимания со стороны налоговой инспекции и других контролирующих органов.
Безопасность бизнеса в ваших руках. И, в первую очередь, бухгалтерской службы, которая знает, как нужно проводить такую проверку (на самом деле, при наличии опыта это не очень и сложно).
Работайте безопасно и пользуйтесь услугами квалифицированных бухгалтеров!