ЕНС. Сверка. Начисления и списание налогов и пени
3 мин
С начала 2023 года начал действовать единый налоговый счет. Он введен для того, чтобы предпринимателям и бухгалтерским службам предприятий было проще платить налоги: теперь все деньги переводятся на единый налоговый счет, а не проводить отдельную операцию по уплате каждого из множества налогов.
Однако до сих пор многие бухгалтеры не совсем понимают, как работает эта система.
Что такое ЕНС и для чего он нужен?
Единый налоговый счет – это счет компании или предпринимателя в Федеральном казначействе. Теперь предприниматель должен только перечислять деньги на этот счет, а вопросы распределения их по налогам, сборам и взносам находится в компетенции специалистов налоговой службы.
Для представителей бизнеса это удобно: ведь теперь им не нужно помнить даты уплаты всех налогов, заполнять множество платежных документов (где можно и ошибиться при вводе данных). Все это помогает предпринимателям не допускать появления задолженности, связанной с «человеческим фактором».
Дополнительное удобство в том, что предприниматель не должен помнить номер и другие банковские реквизиты своего ЕНС: он привязан к ИНН, поэтому достаточно ввести только эти данные.
Как и когда пополнять ЕНС?
В первую очередь нужно сформировать уведомление. Это нужно для правильного распределения денег между налогами и сборами. На сайте налоговой инспекции имеется бланк для скачивания, а также подробная инструкция по ее заполнению.
Уведомление может быть отправлено через личный кабинет налогоплательщика или через телекоммуникационные каналы связи бухгалтерского сервисов. Но это возможно только в том случае, когда предприниматель имеет квалифицированную электронную подпись.
Если этой квалифицированной электронной подписи нет, то уведомление можно отправить через Почту России или после личного предоставление в офисе налоговой инспекции.
Отправку уведомления нужно совершить до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
После отправки уведомления нужно перечислить деньги на единый налоговый счет.
Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика, бухгалтерскую систему, специальные сервисы или через оплату налогов в офисе своего банка.
Прямо скажем, последний вариант – самый неудобный, ведь кроме того, что придется идти в банк и, возможно, ждать в очереди, придется заполнять вручную платежные поручения (что может привести к случайным ошибкам и отклонению платежа).
Что делать, чтобы не возникало налоговых задолженностей?
Очень важно постоянно отслеживать состояние единого налогового счета и его положительное значение.
Ведь как только единый счет «уйдет в минус», начнут начисляться пени.
При наличии положительного сальдо можно оставить деньги на счету (и тогда они будут использованы для выплаты будущих налоговых платежей) или отозвать их и вернуть на расчетный счет, чтобы деньги не «висели», а участвовали в текущей деятельности.
Выводы
Единый налоговый счет, в принципе, довольно удобное новшество. Но сейчас только разрабатывается технология его работы. Поэтому неопытные бухгалтеры могут допускать ошибки в работе с этой системой.
Тем не менее, использование единого налогового счета сейчас обязательно, что еще раз подтверждает – бухгалтерской работой должен заниматься квалифицированный специалист.
Главное в работе с ЕНС – своевременная подача уведомлений по размеру налоговых платежей и поддержка счета в положительном состоянии. Как только счет уходит «в минус», начинают начисляться пени. А это – дополнительные убытки для вашего бизнеса.
Даже самая маленькая компания должна вести бухгалтерский учет грамотно. Экономия на бухгалтерии – это только убытки.